Ключевой вопрос Интернет-урока
Как развивалась афинская демократия?
Как развивалась афинская демократия?
Афины — столица современной Греции. Но и в древние времена территория, которую занимал афинский полис, была немаленькой — весь полуостров Аттика.
Рассмотрите, как выглядел Акрополь в Афинах, и выполните задание ниже.
Представьте, что вы — житель греческого острова Самос, участника афинского морского союза, впервые прибыли в Афины. Выполнив свои торговые дела, вы отправились осмотреть город и взошли на Акрополь. Опишите друзьям ваши впечатления. Что вас больше всего поразило в Афинах? Для этого составьте подробную карту своего маршрута по Акрополю с описанием самых поразительных деталей. Карту с маршрутом и описанием прикрепите ниже.
Как и повсюду в Греции, во главе Афин стояла знать. Знатным людям принадлежали лучшие земли в плодородных долинах. Крестьяне обладали маленькими участками на неудобных и скудных каменистых склонах гор. В неурожайные годы крестьяне вынуждены были брать деньги в долг у богатых соотечественников. Те ставили на крестьянском наделе долговой камень. Долг не возвращён вовремя — земля переходит в собственность аристократа.
Крестьянин продолжал обрабатывать этот участок, но уже отдавая часть урожая новому собственнику земли.
Зачастую крестьянин становился рабом за долги, вынужден был отдавать в рабство жену и детей. Из–за земли в Афинах стало неспокойно. Крестьяне требовали передела земли на равных условиях со знатью, освобождения от долгов. Знать сопротивлялась. Крестьяне могли решиться на вооружённую борьбу.
Чтобы не допустить войны между гражданами полиса, в 594 г. до н.э. афиняне обратились к Солону.
Распределите по колонкам черты, характерные для правового и хозяйственного положения метеков и граждан Афин.
Метеки | Граждане |
---|---|
Знатный по происхождению, но бедный по достатку в семье, Солон в юности занялся торговлей с заморскими странами. Разбогатев, он вернулся домой, начал писать стихи, принёсшие ему известность в обществе. В своих стихах Солон призывал и аристократов, и простых афинян к миру и согласию. Вот почему все слои афинского общества надеялись на мудрость Солона.
Рассмотрите и изучите содержание реформ Солона и подумайте была ли необходимость в их проведении.
Первая реформа Солона получила название «стряхивание бремени» — долговые обязательства крестьян были уничтожены, а долговые камни убраны. Солон покончил с долговым рабством, освободил не только рабов в Афинах, но и афинян, проданных за долги на чужбину. Со времён Солона рабы в Греции были только чужеземцами.
Солон привлёк обычных граждан к управлению государством. Правда, высшие должности по–прежнему оставались за богатыми аристократами. Остальные должности теперь стали доступны простым гражданам.
Солон ввёл четыре разряда для афинских граждан. К первому разряду принадлежали наиболее знатные афиняне: судьи, полководцы. Второй разряд объединял в себе менее знатных жителей Афин, например, офицеров. В дни войны они служили в коннице. К третьему разряду принадлежали крестьяне. Их было большинство. В годы войны они служили гоплитами. Самые бедные относились к четвёртому разряду и в войнах участвовали как лёгкие пехотинцы.
При Солоне все важнейшие государственные дела стало решать народное собрание, принимавшее законы. В его работе участвовали представители всех четырёх разрядов афинян. Но государственные должности доставались только принадлежащим к первым трём разрядам.
Именно Солон изобрёл народный суд, в котором все подсудимые были равны, независимо от богатства и принадлежности к разрядам.
Изучите законы Солона, которые были приняты, чтобы воспитывать гражданина, и подумайте о том, почему Солон считался самым мудрым законодателем того времени.
«Кто терпит обиду, тот может жаловаться в суд»
«Кто видит обиду, тот может жаловаться в суд».
О междоусобных войнах
«Кто во время междоусобных раздоров не примкнёт ни к одной из сторон, тот лишается гражданских прав».
Где можно бранить живых?
«Бранить живых людей запрещается в правительственных зданиях, в суде, в храмах, в торжественных процессиях» (разрешается на улице, на площади, и дома).
Где можно бранить мёртвых?
«Бранить же мёртвых запрещается везде» (потому что мёртвые бессильны защищаться).
Можно ли не работать и быть гражданином?
«Кто не может указать, на какие средства он живёт, тот лишается гражданских прав».
Об отношении к родителям
«Если отец не научил сына никакому делу, то такого отца такой сын не обязан содержать в старости».
(Из книги «Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре» М. Л. Гаспарова)
Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является сама мать черная земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы, рабыня раньше, а теперь свободная.
Объясните, о чем идет речь в данном отрывке. Способствовало или нет их проведение укреплению Афинского государства?
Солон лишь ненадолго утихомирил народ. Да, в Афинах стала возникать демократия — власть народа. Но недовольство реформами Солона зрело и у знати, и у простого народа. Знать лишилась возможности угнетать народ, но бедные крестьяне не получили хорошей земли, как они хотели. Возмущались бедные и невозможностью занимать высшие государственные должности.
Солон, посчитавший, что он выполнил свою роль, уехал из Афин в долгое путешествие.
Проанализируйте список реформ Солона. Какие реформы Солона были в пользу знати, а какие поддерживали простых афинских граждан? Запишите свои размышления.
Установите соотношение между именем реформатора и его изображением.
В отсутствие Солона знать и народ с новой силой взялись за борьбу друг с другом. Чтобы успокоить общество, власть захватил тиран Писистрат. Его нельзя было назвать жестоким: тиран даже оставил в силе все законы, введённые Солоном. Писистрат только на все мало–мальски значимые должности в государстве ставил своих сторонников.
Писистрат умел хорошо управлять государством. В Афинах он велел построить водопровод, для которого пришлось в скале пробить тоннель в рост человека — сделать это трудно даже при сегодняшней технике. Тиран заботился и о сельском хозяйстве — выросли посадки винограда и оливок, окрепли ремёсла.
Увы, сыновья Писистрата, взявшие в свои руки власть после смерти отца, отличались жестокостью. Афиняне просто свергли их.
Борьба за власть закончилась приходом сторонников демократии во главе с Клисфеном. За 10 лет, с 509 по 500 год до н.э. Клисфен провёл несколько реформ. Одним из самых интересных стал принятый по его инициативе закон об остракизме.
Представьте, что вы — афинский ремесленник среднего достатка. Идёт 510 г. до н. э., страсти в городе бурлят во всю: тиран Гиппий изгнан, на власть претендуют партии Клисфена и Исагора. Пришло время избрания архонта, возможно, он станет новым тираном. Вы готовитесь выступить в Совете четырёхсот, это ваше право. На чью сторону вы встанете? Какие приведёте аргументы.
Заполните пропуски в тексте.
Важнейшей реформой было разделение по территориальному признаку. На каждую из 10 вновь образованных приходилось по одному округу в городской (Афины), приморской и внутренней частях , что вело к дроблению родовых организаций и смешению населения. Совет пятисот (Буле) составлялся из представителей всех (по от каждой ); состав Совета сменялся ежегодно.
Установите соответствие между именем афинского реформатора и символом его деятельности.
Разделитесь на небольшие группы и найдите информацию о том, что означают символы из задания «Достижения реформаторов». Каждая группа должна изучать один символ (появление, особенность, внешний вид). Затем обсудите причины появления этих символов. Свои заключения и итоговый вывод прикрепите ниже.
Подумайте, считались ли преступниками люди, изгнанные из Афин в результате остракизма? Запишите свои размышления.
При Клисфене Афины стали ещё более демократичными, чем при Солоне. Но небогатые граждане — крестьяне и городская беднота — не могли принимать активного участия в управлении Афинами.
Афинский полис занимал всю Аттику. Им управляли правители из числа богатых и знатных граждан. Простой народ — демос — в управлении не участвовал. Доведённый до отчаяния зависимостью от богачей, народ был готов начать вооружённую борьбу.
Снизить накал страстей удалось Солону, реформам которого вняли как богатые, так и бедные. Солон заложил основы власти народа — демократии в Афинах. После отъезда Солона из Афин борьба знати и демоса продолжилась. Единоличный правитель (тиран) Афин Писистрат улучшил положение как богатых, так и бедных.
Демократия продолжила своё развитие при Клисфене.
Как развивалась афинская демократия?